КЛАССНОЙ КОМНАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ


КЛАССНОЙ КОМНАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
(CLASSROOM INTERACTION) Традиционная сосредоточенность социологов образования на достижениях учащихся, при которой основными объяснительными переменными были социальное происхождение или индивидуальная психология, в 1970-е гг. уступила место исследованию самих образовательных институтов и процесса формирования ими результатов учебного процесса. Используя техники этнографии и часто работая в рамках символического интеракционизма, исследователи анализировали социальные взаимодействия  и ценности (часто неявные, а не формально признанные), составляющие социальную систему учебного класса или школы. Поскольку эти кейс-стади были ограниченными (часто пределами какой-либо одной школы) и главным образом описательными, обобщения, которые делаются на основе полученных данных, также имеют ограниченный характер. Эти общие выводы заключаются в следующем: во-первых, неотъемлемой частью социальной системы школы является скрытая учебная программа  с ее латентной функцией контроля над учащимися; во-вторых, существуют различные ученические субкультуры, как согласующиеся со школьными ценностями, так и противоречащие им; в-третьих, эти деления, существующие среди учащихся, обусловлены социальной организацией школы — например, разделением на потоки «более способных» и «менее способных», — а также стереотипизацией и «наклеиванием» определенных «ярлыков» на тех или иных учеников как учителями, так и другими учащимися; в-четвертых, социальное взаимодействие  между учителями и учащимися является крайне сложным, основанным на асимметричном распределении власти (что временами вызывает сопротивление учащихся), и определяется тем, каким образом учащиеся усваивают школьные ценности, особенно ценности скрытой учебной программы. Таким образом, представляется, что достижения учащихся являются продуктом не только их интеллекта или врожденных способностей, но и протекающих в рамках школы сложных социальных процессов. См. также: «Наклеивания ярлыков» теория; Образовательные достижения; Педагогические практики; Стереотипы; Школьное знание.

Социологический словарь. — М.: Экономика. . 2004.

Смотреть что такое "КЛАССНОЙ КОМНАТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ" в других словарях:

  • ИНТЕЛЛЕКТ — (INTELLIGENCE) Интеллект, определяемый как врожденное свойство, измеряется при проверке умственных способностей индивида, направленной на выявление коэффициента интеллектуальности IQ (intelligence quotient), то есть отношения интеллекта данного… …   Социологический словарь

  • КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ — (CULTURAL CAPITAL) Это понятие первоначально использовалось Бурдье в рамках его критики официальной социологии образования в работе «Воспроизводство в образовании, обществе и культуре» (Bourdieu and Passeron, 1970). Бурдье утверждал, что дети… …   Социологический словарь

  • ОГРАНИЧЕННЫЙ КОД — (RESTRICTED CODE) Термин, предложенный Б. Бернстайном, который противопоставлял его понятию разработанного кода. Ограниченный языковой код наделяет привилегией смыслы, зависящие от контекста, оставляет неявными принципы и предполагает наличие… …   Социологический словарь

  • СКРЫТАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА — (HIDDEN CURRICULUM) Большинство учебных заведений имеет официальную учебную программу, охватывающую области академического знания, усвоение которых ожидается от учащихся, например, математику. Однако кроме этой академической и явно преподаваемой… …   Социологический словарь

  • СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — (SOCIOLOGY OF EDUCATION) Британская социология образования в 1950 е и 1960 е гг. была сосредоточена, главным образом, на влиянии образования на социальную мобильность и жизненные шансы индивидов, социально классовых различиях в образовательных… …   Социологический словарь

  • ШКОЛЬНОЕ ЗНАНИЕ — (CLASSROOM KNOWLEDGE) Н.Кедди (Keddie, 1971) связывала оценку способностей учащихся, лежащую в основе их распределения по классам, с используемыми учителями критериями школьного знания. Она утверждает, что значение в данном случае имеет именно то …   Социологический словарь